ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА



СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….
Исследование конъюнктуры Фрунзенского района………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Задолго до организации торгового объекта на рынке, планируя продать определенное количество товаров, формируя ассортимент и охватить некоторую долю рынка, предприниматель должен владеть развернутой информацией о текущей конъюнктуре и характеристикой целевого сегмента. Необдуманные решения и необоснованная стратегия торгового бизнеса целенаправленно приведут к критическим последствиям.

Торговля является производным звеном от производства и располагает наиболее полной информацией о спросе и ситуации на рынке. Без сбора достоверной информации и последующего ее анализа организация торговли не может определить рациональность выбора формата, размещение на площадях, выбор формы торговли и определение ассортиментной и коммерческой политики.

Исследование конъюнктуры– это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационно-аналитических потребностей торгового предпринимательства.

Переход нашей страны к созданию основ рыночной экономики требует всестороннего изучения потребностей наших граждан и соответственно факторов влияющих на изменение этих потребностей. Необходимость изучения покупательского поведения связана с маркетинговой деятельностью белорусских торговых предприятий, поскольку маркетинг, как система теории и практики рыночного предложения, базируется принципе максимального удовлетворения потребностей и гибкой переориентации торговли и сферы услуг на изменение этих потребностей.

Теория и практика современного товароведения напрямую увязывается с маркетинговой деятельностью и маркетинговой ориентацией торгового предприятия.

Исследование покупательского поведения помогает создать информационно-аналитическую базу для принятия управленческих решений и тем самым снизить уровень неопределенности.

Все выше сказанное предопределило важность исследования конъюнктуры.

Цель работы - создание модели исследования торговой конъюнктуры, потребителей и ситуации на рынке для улучшения результатов деятельности торговой организации.

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

В качестве объекта исследования автором был выбран географический сегмент вокруг станции метро «Пушкинская». Автором была рассмотрена структура и состав розничных торговых организации ( табл.1.1).

Таблица 1.1 Торговая инфраструктура Фрунзенского района

Показатель Значение
Магазины - всего, ед.
в том числе: магазины самообслуживания
с торговой площадью от 650 кв. м Универсам «Фрунзенский»
с торговой площадью от 1000 кв. м ТЦ «Раковский кирмаш»
Фирменные магазины, ед. -
Торговые центры, ед.
Торговые объекты в торговых центрах, ед. Около 100
Магазины-склады - всего, ед. -
в том числе оптовых организаций, ед. -

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка



По данным таблицы можно определить, что обеспеченность торговыми объектами жителей Фрунзенского района достаточно высока.

По многим товарным позициям потребительский рынок Фрунзенского района обеспечивается в основном за счет продукции отечественного производства. Доля продажи товаров, производимых в республике, в обороте торговой сети составила в 2008 году 78,3 процента, в том числе продовольственных – 86,1, непродовольственных – 67,3 процента. С учетом проведенной Министерством статистики и анализа экспертной оценки удельный вес продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота через все каналы реализации в 2008 году составил 69,1 процента, в том числе по продовольственным товарам – 80,2, непродовольственным – 57,1 процента.

За последние годы возле станции метро «Фрунзенская» был открыт гипермаркет "Корона", что значительно изменило ситуацию на рынке розничной торговли района. Паралелльно развивается сеть так называемых удобных магазинов, расположенных недалеко от жилых домов и торгующих ассортиментом товаров первой необходимости. Первый этаж торгового центра "Корона" занимает гипермаркет. В нем представлен широкий ассортимент продовольственных и промышленных товаров, в том числе и премиум-класса. Кроме того, покупателям предлагается большой выбор кулинарии и свежей выпечки собственного производства, продукция собственного мясного цеха, живая рыба, а большой алкогольный отдел способен удовлетворить любого, даже самого взыскательного, покупателя.

Кроме того, на первом этаже торгового центра расположены аптека, отделы аудио- и видеопродукции, продажи цветов, обменные пункты и банкомат. Таким образом, покупатель может получить весь необходимый перечень товаров и услуг в одном месте.

В торговом центре также работает ресторан быстрого обслуживания "Пит Стоп". Кроме того на первом этаже открылось кафе "Амстердам", где можно попробовать более 50 видов пиццы и пасты.

С целью определения перспективного формата и целевого сегмента автором была произведена сегментации посетителей в ЗАО «Универсам Фрунзенский».

Основополагающим признаком сегментации в сфере торговли выступает географический, или территориальный. При сегментировании по данному признаку рассматриваются покупатели, проживающие на определенной территории (табл.1.2).

Таблица 1.2 Сегментирование по географическому признаку

Распределение покупателей,% Географическая единица
1,8 Беларусь
4,5 Минская область
10.5 Районные центры, малые города, поселки вблизи Минска
11,8 г. Минск
71,4 Фрунзенский район

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

Таким образом при сегментировании по географическому признаку можно выделить жителей Фрунзенского района, которые составляют 71,4%, что является целевой аудиторией.

При сегментировании рынка по социально-экономическому принципу, прежде всего, выделяются группы покупателей с учетом уровня доходов, принадлежности к общественному классу, профессии (табл. 1.3).

Таблица 1.3 Сегментирование по социально-экономическому признаку

Распределение покупателей,% Социально-экономический показатель
2,5 48.5 35,8 10,2 3,0 Менее 400 тыс. р 401-650; 651-800; 801-1000; свыше 1000 тыс. р.
12,5 18,5 38,5 7,5 Рабочий государственных и частных предприятий; предприниматель; служащий; творческая интеллигенция; техническая интеллигенция; студент.

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

По социально-демографическому признаку группой приносящей наибольший доход являются люди средних лет, в основном служащие предприятий, расположенных в непосредственной близости от универсама. Время их посещений для приобретения товаров и после работы ( по дороге домой).

При сегментировании рынка по поведенческому принципу группы покупателей выделяют в зависимости от их знаний, отношений, характера использования и реакции на этот товар (табл. 1.4).

Таблица 1.4 Сегментирование по поведенческому признаку.

Распределение покупателей,% Потребительская привычка
76,2 Регулярная покупка
13,2 Качество услуги, качество обслуживания, экономия, престиж
- Потребители эксклюзивной, диетической и др. продукции
1,2 Потребители полуфабрикатов
8,4 Посетители кафетерия
1,0 Покупатели непродовольственных товаров

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

При выборе количества сегментов, на которое должен быть разбит потребительский рынок, руководствуются целевой функцией - определение наиболее перспективного сегмента. Количество сегментов, как показывают исследования не должно превышать 10, превышение обычно связано с излишней детализацией признаков сегментирования и ведет к ненужному "размыванию" признаков. Возможна ситуация, когда количество сегментов, принимаемое к рассмотрению на основе социально-демографического анализа, принимают равным количеству "крупных" единиц товарного ассортимента услуг.

Наметившийся в 2004 году экономический рост привел к увеличению роста доходов и изменению структуры потребления. Увеличение продаж в универсаме было вызвано в основном структурными сдвигами продаж отдельных позиций. Основным сегментом населения по экономическому признаку можно считать население со средним и низким доходом.

С целью установления и детализации потребительской оценки организации торговли было произведено исследование 100 потребителей. Исследование проводилось анкетированием потребителей универсаме «Фрунзенский». Результаты можно считать достоверными поскольку выборка производилась среди покупателей ранее неоднократно покупавших товары в универсаме «Фрунзенский». По результатам опроса были сделаны обобщения. Были заданы следующие вопросы.

1. Как часто Вы и/или члены вашей семьи посещают универсам «Фрунзенский».

Ответы распределились: 58 человек- регулярно; 21- не регулярно 18- редко, 3-никогда (рис 1.1).

Рисунок1.1 Распределение ответов на вопрос 1

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

2. Какая форма обслуживания больше всего нравится (отметьте):

Ответы распределились: 41-через прилавок, самообслуживание-59, (рис.1.2).

Рисунок 1.2 Распределение ответов на вопрос 2

П р и м е ч а н ие. Источник: собственная разработка

4. Какой ассортимент является на ваш взгляд предпочтительными.

Ответы распределились: широкий- 47, специализированный-12, смешанный- 39, другое-2 человек (рис 1.3).

Рисунок 1.3 Распределение ответов на вопрос 3

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

3. Какого производителя молочной продукции вы можете отметить особо?

Ответы распределились: 65-«Савушкин продукт», 12- «Гормолзавод №1», 14-«Могилевский молочный завод», 3- «Березовский сыродельный комбинат», 4- другие (рис.1.4)

Рисунок 1.4 Распределение ответов на вопрос 4

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

4. Какими критериями Вы руководствуетесь при покупке продовольственных товаров ?

Ответы распределились: 76 человек- вкусовые качества, 2- калорийность и полезность для здоровья, 4-внешний вид, 14-цена, 1- упаковка (внешний вид/вес), 3- известность производителя и/или его торговой марки (рис.1.5)

Рисунок 1.5 Распределение ответов на вопрос 5

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

5. Какая страна происхождения продовольственного товара является для вас предпочтительной?

Ответы распределились: 81 человек -Беларусь, 18-Россия, 1-Украина

( рис.1.6).

Рисунок 1.6 Распределение ответов на вопрос 5

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

6. Почему Вы предпочитаете покупать товары в данном универсаме?

Ответы распределились: 18 человек- устраивает ассортимент, 5-нравится культура обслуживания, 22- гарантии продавца и условия хранения, 16-рядом живут, 39-другое (рис. 1.7).

Рисунок 1.7 Распределение ответов на вопрос 6

П р и м е ч а н и е. Источник :собственная разработка

7. Всегда ли в продаже есть тот товар, который Вы хотели бы купить?

Ответы распределились: 12человек- всегда , 19- в основном, 21- часто, 14- иногда, 31- редко, 2 4- никогда ( рис. 1.8)

Рисунок 1.8 Распределение ответов на вопрос 7

П р и м е ч а н и е. Источник :собственная разработка

8. Вас устраивает цена на товар в данном универсаме?

Ответы распределились: 68 человек-«да», 32-«нет» (рис.1.9)

Рисунок 1.9.Распределение ответов на вопрос 8

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

Таким образом подводя итог проведенному исследованию можно определить, что на пути покупателей домой, учитывая перегруженность данной линии метрополитена перспективными формами торговли являются «удобные» магазины с ограниченным ассортиментом, а формой торговли, приносящей наибольший доход являются крупные универсамы и торговые центры, в широким ассортиментом и значительной концентрацией товаров и услуг на торговой площади.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом исследование конъюнктуры района станции метро «Пушкинская» позволяет сделать следующие выводы. В данном районе проживает достаточно обеспеченный сегмент населения. Обеспеченность магазинами достаточно высокая. Наличие «спальной» застройки предопределяет спрос на продукцию преимущественно отечественного производителя, по средним и низким ценам, широкого ассортимента, преимущественно при организации самообслуживания.

Как показало исследование, цена (при прочих равных условиях) является второсте­пенным фактором после качества и внешнего вида. Данная ситуация позволяет прово­дить определенную гибкую политику в отношении цены, в частности, - устанавливать цены на престижный товар и одновременно проводить стимулирование сбыта путем применения систем скидок. Для формирования цены внутри ассортиментного ряда необходимо попробовать метод эластичности спроса к цене (про­центное отношение изменения цены к процентному отношению изменения спроса). Главная идея этого подхода заключается в том, что потребители сравнивают достоин­ства товара и затраты на его приобретение и использование. Когда товар обеспечивает наилучшее соотношение достоинства/затраты, клиент совершает покупку. Таким обра­зом, чувствительность к цене определяется ощущаемой ценностью товара.

Рынок проявляет пассивность в отношении фирм производителей и, как следст­вие, к товарным маркам, для 97% покупателей фирма производитель не имеет ника­кого значения. Это объясняется тем, что отечественные производители уделяют мало внимания формированию и продвижению торговых марок, сказываются недостаток средств и опыта. Предприятия должны думать не о том, сколько они теряют на продвижении товара, а о том, сколько они теряют, не используя всех возможностей продвижения то­вара. Активное продвижение товара, на современном пассивном рынке поможет соз­дать преимущество перед конкурентами и значительно увеличить прибыль, за счет увеличения объемов продаж и более высоких цен на товар. Основная проблема неэф­фективности попыток продвижения товара - отсутствие жесткой координации между отдельными элементами продвижения, рекламой в средствах массовой информации, рекламой на местах продаж, обслуживанием, структурой доставки и т.д.


3420147354161853.html
3420180162220324.html

3420147354161853.html
3420180162220324.html
    PR.RU™