История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Следует оговориться, что в нашей стране придается особое значение старшему дошкольному возрасту, поскольку он рассматривается преимуще­ственно как «подготовительный» к дальнейшему обучению в школе. Поэтому внимание как родителей, так и воспитателей детских дошкольных учреж­дений направлено преимущественно на когнитивное развитие детей.

Скорее всего, из-за несоответствия результатов развития ребенка успехам других детей или непохожести его на других этот возраст, наряду с млад­шим школьным, является самым «обращаемым» у родителей. Чаще всего они обращаются именно к психологу, а порой только в этом возрасте роди­тели начинают замечать, что у ребенка имеются какие-либо проблемы пси­хологического плана — от несформированности звукопроизношения до не­возможности адаптации к правилам поведения. В этом плане сбор данных об особенностях развития ребенка в этот период его жизни, как правило, не представляет особого труда: родители достаточно хорошо помнят его.

Психолога в первую очередь должны интересовать проблемы, возникшие в этот период, или усугубление ранее намеченных трудностей как с точки зрения поведения, так и с точки зрения познавательного развития. Также важно отметить уровень так называемой «готовности» к школьному обуче­нию, то есть знал ли буквы, умел ли читать слоги, был ли прямой счет до 10 и т.п.(в соответствии с конкретными требованиями образовательных уч­реждений региона, то есть социально-психологическим нормативом).

С другой стороны, психологу необходимо выяснить такие неспецифичес­кие особенности, как повышенная истощаемость и сниженная работоспособ­ность, темповые особенности ребенка («торопыжка» или медлительный, пунктуальный), повышенная возбудимость и трудности регуляции собствен­ного поведения на фоне или без явных признаков истощения, эмоциональ­ная лабильность (неустойчивость настроения, легкость перехода от смеха к слезам и наоборот).

Точно так же, как и для предыдущих периодов, важно отметить в предшкольном возрасте наличие частых респираторных заболеваний или обостре­ние хронических, тяжелых инфекционных заболеваний, травм, хирургичес­ких операций, в той или иной степени повлиявших на психическое разви­тие ребенка.

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Отмечается характер протекания процесса адаптации к регулярному обучению (трудности адаптации, трудности поведения, непереносимость нагрузок) и собственно трудности овладения программным материалом по отдельным предметам базового школьного компонента. Необходимо отметить сроки и условия возникновения отмечаемых трудностей, например: невоз­можность работать в условиях обучения в классе, в ситуации увеличения объема нагрузки и темпа прохождения материала к концу 2-й четверти 1.-го класса по программе (1-3). Отмечается возникновение сопутствующих проблем (энуреза, тиков, заикания, выраженной двигательной расторможенности и неуправляемости) как наряду с вышеописанными проблемами, так и изолированно: в качестве реакции на начало регулярного обучения или в ситуации усугубления эмоционально-личностных проблем (например, возникновение тиков или заикания при устных ответах у доски перед всем классом в ситуации усугубления проблем адаптации ребенка в классе).



Безусловно, все эти проблемы могут возникнуть не только в начале обучения в школе, но и появиться «внезапно» на любом этапе обучения в начальной школе. Необходимо попытаться выяснить у родителей, какие, с их точки зрения, социальные или семейные события предшествовали или сопровождали возникновение такого рода проблем.

Психологу также следует приблизительно оценить влияние частоты пропусков занятий по болезни и общего состояния здоровья ребенка на нарастание проблем обучения и поведения, а также обратить внимание на наличие травм, госпитализаций и т.п. как возможных причин школьной дезадаптации.

С нашей точки зрения, история развития ребенка при возникновении проблем в подростковом возрасте, с одной стороны, может иметь определен­ную специфику, исходить из проблем развития в предшествующих возрас­тах и, таким образом, может быть отражена в предлагаемом психологичес­ком анамнезе. С другой стороны, большая часть проблем подросткового возраста неотвратимо определяется спецификой социальной и семейной ситуации пред- и непосредственно 'подросткового периода. Проблематику подросткового возраста предполагается рассмотреть в отдельном издании серии.


3420496584631139.html
3420551019965065.html

3420496584631139.html
3420551019965065.html
    PR.RU™