ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Необходимо ограничить отрицательную оценку по­ведения ребенка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребенка сделать ее один на один, без при­сутствия кого-либо.

© Необходимо предоставить ребенку возможность в чем-то значимом проявить себя (например, педагог предварительно дает ребенку домашнее задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).

© Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне детского сада (посещение праздни­ков, концертов, выступлений). Родителям ребенка с проблемами общения нужно познакомиться с роди­телями тех детей, с кем хочет дружить их ребенок.

© В отдельных случаях при неблагоприятном положе­нии ребенка в группе сверстников целесообразно использовать метод возрастных перемещений (статусной психотерапии) (Сенько Т. В., 1989). На 30 дней детей с проблемами общения переводят на ступеньку ниже (например, из подготовительной группы детского сада в старшую группу). При этом такие отрицательные формы поведения у ребенка, как обида, уступки, защитные реакции и т. п., усту­пают место положительным формам поведения: под­держать, похвалить, желание помочь и т. п. Очень важным является то, что на смену слезам, обидам и несдержанности эмоциональных проявлений при­ходят доверие, воодушевление и т. п. В целом при использовании метода возрастных перемещений от­рицательное отношение к окружающим меняется на положительное отношение. В свою прежнюю груп­пу дети возвращаются, имея новые формы личност­ного реагирования. При преобладании у ребенка эгоистических мотивов в поведении его переводят на 30 дней на ступеньку выше (например, из старшей группы детского сада в подготовительную группу). При таком относительном понижении успешности деятельности ребенка происходит сначала усиление отрицательных доминантных реакций (приказы, на­падки, ругань и т. п.), а потом их снижение и замена на положительные реакции.

Помимо перечисленных стратегий для решения проблем в общении у детей педагогу необходимо учесть, что оптимальное количество детей дошкольной группы для создания социально-психологической сферы обще­ния — это 8—12 детей. В подготовительной группе коли­чество детей может возрастать до 12—15. При большем числе детей общение складывается с определенными трудностями, так как неминуемо происходит разбивка детей на подгруппы, которые легко превращаются во враждующие группировки, если власть в них переходит в руки авторитарных организаторов.

Помогут в решении проблем в общении и специ­альные игры по развитию общения. В зависимости от возраста детей используются для игры готовые сказки и сказки, сочиненные детьми. Дера, например, сама для себя сочиняет сказки. Остается только при проигрыва­нии их упражнять девочку в выработке гибкости роле­вого поведения и адекватной психологической защите. Игры необходимо направлять на решение неожидан­ных проблемных ситуаций, преодоление препятствий, спонтанное взаимодействие и умение договариваться. Умение договариваться является ключевой фразой при решении проблем в общении. Среди русских народных сказок сказка «Теремок» как нельзя лучше подходит для этих целей. В этой сказке приход всех персонажей сим­волично можно обозначить как приход ребенка в группу детского сада. Как рассказать о себе, как сделать себе рекламу, презентовать себя, как договориться с осталь­ными? Ответы на эти вопросы можно помочь найти ре­бенку во время проигрывания этой сказки.



«Как научить сына общаться?»

Коля, 3 года 9 месяцев. В группе детского сада играет один, чаще всего с машинками. Иногда подхо­дит к кому-то из сверстников и катает рядом с ним машинку по кругу. На обращенные к нему вопросы вос­питателя мальчик отвечает, но сам не стремится к общению ни с детьми, ни со взрослыми. Коля выгля­дит очень худым, бледным, зажатым и испуганным. Плохо ест в детском саду и производит впечатление болезненного мальчика. В ролевые игры не включает­ся, но и не уходит, а занимает позицию стороннего наблюдателя.

«Как научить сына общаться?» — этот вопрос очень беспокоит маму Коли, которая сама с пробле­мами общения сумела справиться благодаря рож­дению ребенка. Коля родился слабый, болезненный, с родовой травмой и требовал постоянного наблюде­ния многих специалистов. Маме мальчика пришлось много общаться, преодолевать свои комплексы и устанавливать контакты в общении с незнакомыми людьми. Папа Коли также говорит о себе как о не­общительном человеке. Мама отмечает у Коли про­блемы в общении как с незнакомыми людьми (с ними он мужественно молчит как партизан на допросе), так и со знакомыми людьми (в присутствии знакомых взрослых Коля демонстрирует плохое поведение: рвет книжки, ломает игрушки и т. п.).

Отметим, что в этой семье потребность в общении совсем небольшая у всех членов, поэтому ожидать кон­тактности и общительности от Коли — это равносильно ожиданию чуда. Хорошо, если у Коли со временем поя­вится один или два друга.



Развитию общительности у Коли помогли очень простые приемы: приглашения сверстника домой, по­ход вместе с ним в театр. Маме было дано задание самой подружиться с родителями приглянувшегося сыну свер­стника. Вечерами, приходя за сыном, родителям было предложено не спешить домой, а дать возможность Коле поиграть вместе с другом около детского сада. На игро­вые занятия вместе с Колей стала приходить мама, кото­рой подчас было труднее выполнять игровые упражне­ния, чем сыну. В этом случае на помощь маме приходил Коля, чрезвычайно гордый тем, что к нему обращаются за помощью по такому вопросу, в котором он еще совсем недавно испытывал затруднение. Ролевые игры стали вызывать у мальчика интерес. Однажды Коля сочинил историю про бедного крокодила, к которому приходят друзья, и они вместе охотятся. В этой игре Коля взял на себя роль этого бедного крокодила.

Все перечисленные усилия со стороны родителей и педагогов Коли не прошли даром. Мальчик научился общаться.

В приложении мы приводим семь игр на тему «Знакомство», которые можно использовать в подгрупповой работе с детьми дошкольного возраста с целью развития навыков общения.

Причины нарушения взаимоотношений детей в группе сверстников связаны с личностью ребенка, ро­дителей и педагогов. При нарушениях у ребенка взаимо­отношений со сверстниками взрослые, воспитывающие этого ребенка, зачастую оказывают такие воспитатель­ные воздействия на ребенка, которые усугубляют ситуа­цию ребенка с проблемами общения. Среди взрослых, воспитывающих ребенка, особая роль принадлежит ро­дителям и педагогам. Воспитательное воздействие лич­ности педагога может сохраниться на долгие годы и ока­зать влияние на оценку собственной личности ребенка.

При общении с родителями дети усваивают способ регуляции поведения, используемый родителями, кото­рый впоследствии будет взят на вооружение ребенком и станет его собственным способом саморегуляции.

Личностные характеристики родителей, не способ­ствующие общению, в сочетании с такими же личност­ными характеристиками педагогов создают дополни­тельные трудности для ребенка, уже имеющего про­блемы в общении. Личностные особенности родителей играют основную роль в нарушении воспитательного процесса. Примером осознания этой взаимосвязи слу­жит комментарий мамы по поводу не соответствующего ситуации поведения сына Юры 4,5 лет на занятии (Юра в группе сверстников отвергнутый): «У нас дома все распланировано, мы все в рамках!» Понятно, что этому мальчику, привыкшему жить в «рамках», нелегко было со сверстниками, поведение которых «ни в какие рамки не лезет», то есть не предусмотрено заранее.

У каждого второго отца и педагога и у каждой тре­тьей матери детей с проблемами общения, по нашим данным, отмечается воспитательная неуверенность.

Неуверенная воспитательная позиция вынуждает взрос­лых к использованию штампов и стереотипов, тем самым препятствуя доверительным отношениям с ребенком. Создаются препятствия и для нормализации эмоцио­нального состояния ребенка, для непосредственного и естественного взаимодействия со сверстниками и взрос­лыми. Воспитательная неуверенность взрослых создает неуверенность в общении у воспитываемых ими детей. Происходит «заражение» неуверенным типом поведе­ния, которое выражается в конфликтах.

Стиль родительского поведения непроизвольно за­печатлевается в психике ребенка. Происходит социаль­ное наследование стиля общения: большинство родите­лей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве. Дети дошкольного возраста уже имеют пред­ставление о том, как они будут воспитывать собствен­ных детей. При имеющихся конфликтных отношениях с родителями (словесных и физических наказаниях) большинство детей отвечают, что воспитывать своего ребенка будут «по-другому», «хорошо», «ласково», «по- доброму», отражая сознательное непринятие неприем­лемых воспитательных воздействий взрослых. Но еже­дневное проживание в обстановке, которую дети не в силах изменить, приводит к бессознательному «впиты­ванию» воспитательных воздействий родителей.

Мама Юли 6,5 лет («Я не знаю, как воспитывать детей, меня родители только кормили и одевали») по­жаловалась на проблемы в отношениях с дочерью, ко­торая стала выдвигать маме условия: «Я это сделаю, но если ты...» Оказалось, что такой модели отношений с условиями придерживалась и мама Юли. Неправильное общение отравляет психику ребенка, ставит под удар его психическое здоровье. Ниже приводим программу коррекционно-развивающих занятий по проблемам об­щения детей дошкольного возраста.


3420707473913323.html
3420796546113021.html

3420707473913323.html
3420796546113021.html
    PR.RU™